(Надежин Николай Алексеевич; 27.11.1858, с. Брейтово Мологского у. Ярославской губ.- 6.11.1916, Петрозаводск), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Род. в семье священника, в 1881 г. окончил Ярославскую ДС, в 1885 г.- СПбДА, кандидат богословия (кандидатское соч. «Фотий, Патриарх Константинопольский, и его «Библиотека» как источник для истории христианской литературы и в частности для истории христианской проповеди»). 4 апр. 1884 г., в конце 3-го курса, Надежин принял монашеский постриг, 24 марта 1885 г. рукоположен во иерея. С 3 авг. 1885 г. преподаватель гомилетики, литургики и нравственного богословия в Литовской ДС. 6 нояб. 1886 г. «во внимание к примерно-полезной деятельности и доброму влиянию на воспитанников семинарии» возведен в звание соборного иеромонаха Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря. С кон. марта 1888 г. состоял в должности инспектора Тифлисской ДС. Обстановка в семинарии была непростой (24 мая 1886 был зарезан ее ректор, прот. Павел Чудецкий). Н. составил Правила поведения для воспитанников Тифлисской семинарии и завел лошадь, чтобы как можно оперативнее следить за студентами, проживавшими на частных квартирах. В период службы Н. в Грузинском Экзархате в 1890 г. случился т. н. великопостный бунт семинаристов. Главной причиной конфликта стало «русификаторское» распоряжение ректора архим. Николая (Зиорова) исключить из рациона юношей рыбу, которую им всегда подавали по местной традиции.
20-23 февр. 1891 г. Н. был назначен ректором Томской ДС, 10 марта того же года в кафедральном Сионском соборе Тифлиса возведен в сан архимандрита. Вступил в должность 30 мая 1891 г., почти одновременно с назначением на Томскую и Семипалатинскую кафедру свт. Макария (Невского). Еп. Макарий часто посещал семинарию, проводил беседы с преподавателями и воспитанниками, давал указания по ее внутреннему и внешнему благоустройству. Томская семинария, открытая в 1858 г., находилась в стесненных условиях; она занимала 2 деревянных здания, помещение б-ки представляло собой «безобразный холодный сарай». Н. начал наводить порядок в семинарском хозяйстве с реконструкции библиотечного флигеля в 1892 г. Затем на предоставленные Синодом средства был арендован дом в 2 кварталах от семинарии, куда 1 сент. 1894 г. перевели классы. Одновременно велась работа над проектом собственного здания семинарии, но его закладка, в которой участвовал Н., состоялась только 21 сент. 1896 г. Выпускником Томской ДС 1897 г. был архиепископ Херсонский и Николаевский сщмч. Прокопий (Титов). 12-18 июня 1896 г. Н. был утвержден в должности председателя Томского епархиального училищного совета. В июле того же года был командирован в Н. Новгород на педагогические курсы для учителей церковноприходских школ.
21 окт. 1897 г. Н. был назначен, а 7 дек. того же года в соборе иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) монастыря хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Состоял настоятелем этой обители и возглавлял Бурятскую «против язычествующих» миссию. С 12 июля по 4 окт. 1898 г. выезжал из Иркутска в Читу для временного управления Забайкальской епархией. 27 сент. 1898 г. Н. был назначен епископом Якутским и Вилюйским. Его встреча в Якутске состоялась 4 февр. 1899 г. Якутская область, почти не затронутая цивилизацией, до 1902 г. не имела даже телеграфной связи с миром. Две трети больниц области и все средние учебные заведения находились в Якутске. Большую общественную силу представляли «отовсюду сосланные… вреднейшие пропагандисты (живущие при том не отдельно, а совместно с прочим немногочисленным населением области)». Сравнивая в религ. плане коренное и рус. население епархии, епископ отмечал: «По качеству инородцы могут быть поставлены, в общем, выше: они хоть и невежественны, но имеют твердую веру и любовь к церкви и духовенству». Н. стремился к тому, чтобы богослужение и проповедь как можно чаще совершались на языках коренных народов. При незначительности средств и сотрудников епископу пришлось ограничиться созданием 5 комиссий при Якутском церковно-миссионерском братстве. Возрожденная им миссионерско-переводческая комиссия для перевода религиозно-нравственных сочинений на местные языки за 6 лет (1899-1904) издала 1 сборник и регулярно печатала тексты на якут. языке в «Якутских ЕВ». В те же годы открылось 11 церковноприходских школ (из них 4 в Якутске). Н. добился разделения с 1904/05 уч. г. в Якутской ДС на 6 классов (вместо 3 с двухгодичными курсами в каждом). На рубеже 1903/04 г. выезжал в Европейскую Россию (С.-Петербург, Москву, Житомир и Киев). 20-21 нояб. 1903 г. совершил богослужения с ректором СПбДА еп. Ямбургским Сергием (Страгородским) в академической церкви. На обратном пути на неск. дней остановился в Томске; служил и проповедовал в семинарской церкви.
17 янв. 1905 г. Н. возглавил Пермскую и Соликамскую епархию. По пути в Пермь, куда прибыл 30 марта, останавливался в Иркутске, Красноярске, Томске и Омске, в т. ч. в связи с обстоятельствами военного времени - шла русско-япон. война (1904-1905). Забастовка пермских семинаристов в окт. 1905 г. показала, насколько легко Н. отказался от защиты привычных ему методов воспитания. Признав обоснованными требования учеников об ослаблении мелочной регламентации учебной и домашней жизни, епископ обещал ходатайствовать об их удовлетворении. Дни, последовавшие за изданием манифеста 17 окт. 1905 г., выявили слабую подготовленность духовенства Перми во главе с епископом к роли народных вождей в час общественных потрясений в отличие от ораторов-экстремистов. Даже инициатива организации молебна на площади у собора 22 окт. исходила не от духовных пастырей. Этот день закончился в городе беспорядками. 25 окт., когда все духовенство города собралось на пастырское собрание, Н. появился в зале лишь на неск. минут, чтобы выступить с краткой речью и призвать пастырей «к трудной и упорной борьбе… с врагами св. Церкви и дорогого отечества». При составлении письменной инструкции Н. фактически отказался от апологии монархического строя: «Церковь вечна, и в ней истина. В Церкви совершается дело вечного спасения нашего при всех возможных формах государственного устройства».
В 1906 г. Н. образовал специальные комиссии для разработки проектов по вопросам церковной реформы (касающихся церковного суда, устройства прихода, епархиальных съездов духовенства, церковно-школьного дела). С янв. 1908 г. проводил собрания духовенства Перми, с приглашением светских лиц, для обсуждения методов работы в условиях свободы вероисповедания (по требованию циркуляра митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского), полученного 4 июня 1905 г.).
Для укрепления веры пермской паствы Н. повсеместно распространял почитание «святителей Церкви Великопермстей» - сщмч. Герасима, свт. Питирима и свт. Ионы, местное празднование к-рым (в с. Усть-Вымь, в 1796-1918 гг. относившемся к Яренскому у. Вологодской губ.) восходит к 1607 г. 29 янв. 1907 г. Н. устроил празднование в честь 300-летия их канонизации (в кафедральном соборе Н. сослужил еп. Киотоский сщмч. Андроник (Никольский), остановившийся в Перми на неск. дней по пути в Японию). Архиерей распорядился, чтобы в честь этих святых освящались новые храмы и престолы (предложение от 10 марта 1907 г. см.: Пермские ЕВ. 1907. № 9. Ч. офиц. С. 123) и чтобы в каждой церкви епархии имелся их образ (предложение от 30 апр. 1907 г. см.: Там же. № 13. Ч. офиц. С. 197). В мае 1907 г. в сопровождении келейника совершил поездку на богомолье в Усть-Вымь. Узнав, что в Томске имеется частица мощей свт. Стефана Пермского, списался с архиеп. Томским Макарием (Невским), и тот благословил передать ее в Пермь. Частица была доставлена 20 июня 1907 г. В 1908 г. день памяти свт. Стефана (26 апр.) впервые отмечался в Перми как общегородское торжество, с крестным ходом по городу по особому расписанию. На остановках под открытым небом проповедовали привлеченные Н. лучшие духовные ораторы Перми: епархиальный миссионер А. Г. Куляшов и преподаватель семинарии Н. И. Знамировский (впосл. архиеп. Стефан). По поводу крестных ходов у Н. возникали «недоразумения» с пермским губернатором А. В. Болотовым (в монашестве Амвросий; 1866-1938), к-рый, запретив митинги и демонстрации в связи с политической обстановкой, не приветствовал и религ. шествия.
Н. освятил церковь Серафимо-Алексеевского скита Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря и 22 июня 1905 г. рукоположил белогорского иеродиак. Серафима (Кузнецова) во иерея, Успенскую ц. (21 нояб. 1905) на Старом кладбище в Перми, кладбищенскую Илиинскую ц. (2 дек. 1907) на Юговском заводе и др. Правые круги («истинные патриоты») Перми видели в епископе выразителя своих национально-политических взглядов, о чем свидетельствует поднесение ему в нояб. 1907 г., к 10-летию хиротонии, «при особом адресе митры от имени Союза русского народа».
Миссионерский опыт Н. был востребован, когда остро встал вопрос о создании заслона на северо-западе России «панфинско-лютеранской пропаганде». Для изъявления чувства преданности правосл. карел рус. монарху в кон. 1907 г. по инициативе архиеп. Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) было основано правосл. Карельское братство. Архиеп. Сергию требовался энергичный сотрудник в соседней епархии, и Н. перевели, как он сам выразился, «с высот Урала в низины Олонии» - в «подстоличную Сибирь».
С 28 нояб. 1908 г. Н.- епископ Олонецкий и Петрозаводский. 21 дек. того же года выехал из Перми; имел остановки в Ярославле, Москве и С.-Петербурге. 20 янв. 1909 г. прибыл в Петрозаводск. После воскресной вечерней службы 25 янв. впервые посетил Назарьевский Братский дом. Это вошло в традицию: вечером по воскресеньям архиерей служил в малом (Воскресенском) соборе, а затем вместе с богомольцами шел в лекционный зал. Кроме еженедельных чтений, в Братском доме проводились мероприятия, имевшие большое церковно-общественное значение. В авг. 1909 г. в нем проходили миссионерские курсы, к-рые вели приглашенные из столицы лекторы В. М. Скворцов и Н. М. Гринякин. 16 нояб. того же года Н. председательствовал на торжественном собрании Олонецкого епархиального училищного совета, посвященном итогам развития церковно-школьного дела в епархии за 25 лет, со времени издания Положения о церковных школах, 19 февр. 1911 г.- на акте по случаю празднования 50-летия освобождения крестьян. 18 апр. 1913 г. возглавил акт открытия Общества изучения Олонецкой губ., избран почетным членом об-ва.
В июне 1909 г. в Кашине Н. участвовал в торжествах по случаю восстановления церковного почитания блгв. кнг. Анны Кашинской. На обратном пути в Петрозаводск посетил Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Там 17-19 июня под председательством архиеп. Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) впервые прошел братский съезд епископов 3 епархий с карельским населением (Финляндской, Олонецкой и Архангельской). Съезд придал новый импульс развитию Карельского братства. Обсуждавшийся на нем проект нового устава братства был утвержден 19-29 дек. 1909 г. Он открывал простор для тесного сотрудничества архипастырей Олонецкой и Финляндской епархий. Архиеп. Финляндский Сергий впервые находился в Петрозаводске с 23 по 26 янв. 1910 г.; его сопровождал Синодальный карельский противолютеран. миссионер для Архангельской, Олонецкой и Финляндской епархий, председатель Совета православного Карельского братства архим. Киприан (Шнитников; 1879-1914).
В 1910 г. Н. участвовал в праздновании 200-летия воссоединения Выборгской Карелии с Россией, состоявшемся 13-14 июня в Выборге и 25-26 авг. в Архангельске, а также в наречении и хиротонии архим. Варсонофия (Вихвелина) во епископа Кемского, викария Архангельской епархии. И выборгские торжества, и хиротонию возглавлял архиеп. Финляндский Сергий. В янв. 1912 г. в Царском Селе (ныне г. Пушкин) Н. был представлен имп. св. Николаю II Александровичу в числе руководителей Карельского братства с архиеп. Сергием во главе. Весной того же года кафедру в Архангельске занял еп. Нафанаил (Троицкий). На рубеже XIX и XX вв. служивший ректором Олонецкой ДС, он был готов взаимодействовать с соседями в вопросах духовного окормления приходов Беломорской Карелии.
14 февр. 1913 г. правосл. Карельское братство стало иерархической структурой: в Финляндской епархии было учреждено Сердобольское вик-ство. Епископ Сердобольский Киприан (Шнитников), чья хиротония состоялась 10 марта 1913 г. в кафедральном Исаакиевском соборе С.-Петербурга, получал в ближайшее заведование карел. приходы Кемского у. Архангельской епархии (соответственно Кемское викариатство преобразовывалось в Пинежское). Кроме того, по благословению Олонецкого преосвященного он мог посещать и карел. приходы Олонецкой епархии. Из общего числа таких приходов (101) почти половина (48) приходилась на Олонецкий, Повенецкий и Пудожский уезды последней. Апогеем недолгой деятельности Карельского братства стало празднование дня Св. Троицы 2 июня 1913 г. В Александровом Свирском в честь Святой Троицы монастыре впервые за все века его существования в тот день служили 3 архипастыря: архиеп. Финляндский Сергий, Н. и еп. Киприан, пришедший в обитель крестным ходом вдоль вост. берега Ладоги из карел. с. Салми Сальмисского у. Выборгской губ. Здесь же прошло и годичное собрание всех отд-ний Карельского братства, к-рым руководил архиеп. Сергий. Перед Александро-Свирским мон-рем ставилась новая (а фактически - изначальная, 400-летней давности) задача: он должен был наряду с Валаамом стать духовным оплотом всей Выборгской и Олонецкой правосл. Карелии.
К празднику Св. Троицы следующего года еп. Киприан был уже смертельно болен и 18 июня 1914 г. скончался. В военном 1915 г. ежегодное собрание Карельского братства состоялось в мае в с. Салми. На нем в числе 5 архипастырей присутствовал Н. Кроме обсуждения церковно-миссионерских вопросов съезд заслушал и поддержал программу мероприятий экономического характера для подъема Беломорской Карелии. В частности, карел. деятели высказались за скорейшее введение земского самоуправления в Архангельской губ. Затем Н. посетил Валаам, где 25 мая участвовал в служении панихиды на могиле еп. Киприана. Литургия, совершенная Н. 29 мая 1916 г., в день Св. Троицы, в Александро-Свирском мон-ре, оказалась для него последней. Через неск. месяцев после кончины Н. прекратилась деятельность Карельского братства.
Вскоре по приезде в Петрозаводск, 14 апр. 1909 г., Н. распорядился, чтобы на богослужебных отпустах в храмах епархии поминались «святые просветители и чудотворцы Олонецкие», а в дни памяти «сих местных святых» совершалась праздничная служба с полиелеем. При праздновании в окт. 1909 г. 100-летия Петрозаводского ДУ Н. настоял на строительстве при нем домовой церкви. Расходы пришлось взять на себя духовенству епархии - из-за этого было заморожено открытие при епархиальном жен. уч-ще 7-го класса, что требовало впятеро меньших расходов. 16 дек. 1912 г. Н. освятил церковь духовного уч-ща во имя арх. Михаила и проч. Небесных сил и прп. Александра Свирского с проч. Олонецкими чудотворцами, установив празднование в ней Собора Олонецких чудотворцев в 1-е воскресенье после Покрова Пресв. Богородицы. Помещенная в храме икона Олонецких преподобных была написана согласно указаниям Н., благословившего распространять ее в копиях по всей епархии.
По ходатайству Н. от 13 мая 1909 г. Александро-Свирский мон-рь был возведен в первоклассный, а Александров Ошевенский монастырь - во второклассный «без изменения отпускаемых сумм и штата». Определением Синода от 21 июля 1909 г. Сяндемская Успенская муж. пуст. обращена в жен. мон-рь. В 1914 г. учрежден крестный ход из Андрусовской во имя святителя Николая Чудотворца пустыни в Александро-Свирский мон-рь и обратно ко дню Св. Троицы. В последних числах 1909 г. Н. ездил в Свирский мон-рь на погребение его настоятеля архим. Агафангела (Амосова; † 27 дек. 1909), 18 лет руководившего обителью. По представлению Н. игум. Онисим (Савинов), настоятель Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря с 1871 г., за неустанные труды к 6 мая 1911 г. был удостоен сана архимандрита (возведен в сан 24 сент.).
С именем Н. связано учреждение Каргопольского вик-ства Олонецкой епархии. Представление об этом с указанием имени кандидата местного уроженца, архимандрита коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря Московской епархии Варнавы (Накропина) он подал 5 июня 1911 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 192. Д. 1251. Л. 1-1 об.), через месяц после назначения обер-прокурором Синода В. К. Саблера. По свидетельству архиеп. Антония (Храповицкого), подать представление Н. вынудил, «аще и не хотяше», его однокурсник по СПбДА директор Хозяйственного управления при Синоде П. С. Даманский, «земляк Варнавы и друг Г. Е. Распутина». По настоянию архиеп. Антония дело было снято с доклада. Но в авг. назначение состоялось: Саблер заявил, что видеть архим. Варнаву епископом желает царь, и пригрозил своей отставкой в случае отказа. На хиротонию Варнавы в Москву Н. приглашен не был - напротив, тот вызвал его в Коломну на 1-е совместное служение литургии 11 сент. 1911 г. Как викарий Олонецкой епархии еп. Варнава фактически игнорировал своего правящего архиерея и свободно отлучался из вик-ства, даже не ставя его в известность.
Н. учредил Олонецкий епархиальный Историко-археологический комитет и 17 февр. 1912 г. в архиерейском доме провел его первое заседание. В 1912 г. был вызван на летнюю сессию Синода, которая открылась 17 мая под председательством архиеп. Сергия (Страгородского). На июнь 1912 г. Карельское братство запланировало 7-дневный крестный ход из Петрозаводска в Повенецкую Карелию, в с. Порос-озеро, с иконой свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Н. возглавить его не смог, т. к. присутствовал в Синоде, а еп. Варнава, прибыв в очередной раз в столицу, сказался больным (в действительности в эти дни он ездил с Г. Е. Распутиным на его родину). На ответственный крестный ход пришлось командировать викария С.-Петербургской епархии епископа Гдовского сщмч. Вениамина (Казанского). Н. был назначен председателем учрежденной Синодом комиссии для выработки правил о порядке перевозки икон и др. святынь по водным путям. Окончание синодальной сессии совпало с резким ухудшением состояния здоровья митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). Присутствовавшие епископы отложили свой отъезд и 5 нояб. 1912 г. приняли участие в погребении митрополита. По пути в Петрозаводск Н. служением литургии и молебна в Александро-Свирской обители отметил 15-летие своего архиерейства.
19 мая 1909 г. в Свирском мон-ре Н. провел с участием ректора семинарии архим. сщмч. Никодима (Кононова) собрание настоятелей и настоятельниц обителей епархии, где обсуждались вопросы улучшения внутреннего распорядка монастырской жизни. В архипастырских обращениях Н. к духовенству звучали призывы и упреки: епархия «дремлет в полусне язычества»; «Проснись, проснись, русский православный иерей. Брось халатность, спячку!»; «Истинный пастырь должен знать своих духовных овец, свой приход, хорошо, иначе он дармоед».
В 1911 г. при Н. Олонецкую ДС 1-м по списку окончил А. Н. Гришин (впосл. архиеп. Сергий). Еще в 5-м классе 25 сент. 1909 г. он произнес яркую проповедь-импровизацию за архиерейским богослужением. В дек. 1910 г. Н. взял его в одну из своих поездок по епархии, а 27 мая 1911 г. Гришин выступал от имени выпускников при прощании с епископом. Должность ректора Олонецкой семинарии 1 февр. 1911 г. занял прот. Н. К. Чуков (впосл. митр. Ленинградский Григорий). Инициатива назначения на этот пост виднейшего церковно-общественного деятеля епархии принадлежала губ. Н. Д. Грязеву. Из воспоминаний о. Николая следует, что его прямое духовное начальство [т. е. Н.], «рассыпаясь в похвалах мне, на деле не только не содействовало моему выдвижению, но наоборот, старалось препятствовать этому». 1 янв. 1911 г. Олонецким епархиальным миссионером-проповедником был назначен И. С. Козлов (1887-1971; впосл. профессор возрожденной Ленинградской ДА, а с 1956 г. МДА). 23 марта 1911 г. Н. рукоположил его во диакона, 25 марта - во иерея.
Много трудов и расходов понес Н. при строительстве нового архиерейского дома. Получив дотацию от Синода (64 тыс. р.), 7 июля 1913 г. он совершил закладку дома. В условиях первой мировой войны стоимость работ превысила смету на 30%, и дом остался с неоконченной отделкой и снаружи и внутри. Все же архиерей переехал в него; 1-ю литургию в Крестовой церкви Н. совершил 8 февр. 1915 г. Приступая к постройке, он заботился и об удобствах епископов Сердобольских, поскольку Петрозаводск лежал на их пути при посещении приходов Олонецкой Карелии. Уже в марте 1915 г. в новопостроенном доме несколько дней прожил преемник еп. Киприана еп. Сердобольский Серафим (Лукьянов) со свитой.
23 янв. 1916 г. Н. совершил молебен на петрозаводском вокзале по случаю отправления в Петроград 1-го пассажирского поезда. 13 февр. 1916 г. сам впервые выехал в столицу по железной дороге. Он был уже тяжело болен. После кончины Н. 10 нояб. был погребен прибывшими из Петрограда архиеп. Финляндским Сергием и еп. Гдовским Вениамином в сослужении викария Олонецкой епархии еп. Каргопольского Варсонофия (Вихвелина). Еп. Вениамин участвовал в похоронах согласно последней воле почившего. Могила Н. находилась за алтарем Свято-Духовского кафедрального собора (взорван в 1936).
Награжден орденами св. Владимира 3-й (1899) и 2-й (1909) степени и св. Анны 1-й степени (1903).
В труде митр. Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно)» (Куйбышев, 1966. Маш.) фамилия епископа ошибочно указана как «Надеждин» (Ч. 5. С. 80-81). С кон. ХХ в. этот справочник стал широко доступен, и неверное написание фамилии Н. получило повсеместное распространение.